Большеклювая камышевка

Под неумолимым прессом человека всё больше видов животных исчезает из нашего мира. Однако бывает и такое, что вид, который считался вымершим, спустя годы обнаруживают живым. Хороший обзор недавно переоткрытых видов птиц дал Павел Смирнов (см. Голубоглазая земляная горлица). Нашей исследовательской группе посчастливилось быть частью изучения большеклювой камышевки (Acrocephalus orinus) — вида, числившегося в списках вымерших более 130 лет.
На фото — большеклювая камышевка, попавшаяся в мою сеть на Памире весной 2011 года. Ловили мы ее не просто так, а чтобы взять прижизненный анализ крови — маленькую капельку по специальной безвредной методике — для достоверного определения вида при помощи анализа митохондриальной ДНК. После взятия крови птиц отпускали обратно в дикую природу, где те благополучно возвращались к своим птичьим заботам. Большеклювая камышевка внешне почти неотличима от обычной в наших краях садовой камышевки (A. dumetorum), миграционные пути которой пересекаются с ареалом первой. Поэтому мы должны были получить молекулярное подтверждение, что исследовали именно нужный вид, ведь в предыдущий 2010 год на Гиссарском хребте мы вместо большеклювой камышевки нашли садовую.
Прежде чем отправиться на поиски, мы подробно изучили невероятно интересную историю открытия и переоткрытия большеклювой камышевки. Вооружившись на тот момент самыми свежими (но, к сожалению, очень фрагментарными) данными о возможном местонахождении загадочной птицы в Северо-Восточном Афганистане, мы отправились на Памир.

Река Пяндж около места наших исследований. На нашей стороне Таджикистан, на противоположной — Афганистан. Фото © Вероники Самоцкой
В 2011 году наши долгие поиски увенчались успехом, и нам удалось подробно исследовать гнездовую биологию и впервые описать гнездо вида, который оказался вовсе не вымершим, а вполне стабильно населяющим тугайные заросли по долинам рек на границе Таджикистана и Афганистана.

Работать было непросто: тугайный лес — это плотная мешанина из колючих кустарников облепихи и шиповника. Зачастую пробираться приходилось на четвереньках по кабаньим тропам — как наша студентка Юля на фотографии. Фото © Вероники Самоцкой
Таким образом, нам удалось узнать о распространении и биологии чрезвычайно малоизученной на тот момент птицы, гнезда которой до нас никто из орнитологов не видел. Наша история — всего лишь одна из многих похожих, доказывающих, что век больших открытий в зоологии позвоночных еще далек от своего завершения, и у многих видов, на сегодняшний момент числящихся вымершими, всё еще есть шанс. Большеклювой камышевке повезло, что ее местообитания еще не уничтожены человеком. Но надо помнить, что многие исчезающие виды нуждаются в нашем внимании и охране.
Фото © Вероники Самоцкой, долина реки Пяндж, Горно-Бадахшанская автономная область, Западный Таджикистан.
См. также:
Песня большеклювой камышевки имеет строго упорядоченную структуру, «Элементы», 04.07.2016.
Вероника Самоцкая
Для кого поют зимой наши птицы?
Пение самок — древний признак у воробьиных птиц
Птицы маскируют гнезда, подбирая материал подходящего цвета
Самки краснохвостых овсянок поют активнее и разнообразнее, чем самцы
Острота конкуренции за гнезда между синицами и мухоловками зависит от климатических условий
Tweets by secretsworldcom
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ