» » Шимпанзе учатся друг у друга

Рис. 1. Систематические наблюдения за группой шимпанзе, обитающих около реки Сонсо в Уганде, ведутся с 1990 года; за это время" />

Шимпанзе учатся друг у друга


Шимпанзе учатся друг у друга
Рис. 1.[/b] Шимпанзе из заповедника Будонго" border=0 width="600">

Рис. 1. Систематические наблюдения за группой шимпанзе, обитающих около реки Сонсо в Уганде, ведутся с 1990 года; за это время численность группы возросла с 53 до 85 особей. Фото с сайта theguardian.com


Международная команда ученых представила доказательный пример существования социального обучения — передачи знаний от одной особи к другой — у животных в дикой природе. Исследование основывалось на многолетних наблюдениях за шимпанзе в заповеднике в Уганде. Ученые привели хорошо документированные свидетельства передачи новой технологии от одной особи к другой, показав на статистических моделях, что спонтанное обретение новой технологии практически исключено. Прежде социальное обучение у животных изучалось в лабораторных условиях или же подразумевалось для диких популяций на основе «культурных» различий между локальными популяциями. Теперь же и у диких популяций его реальность бесспорна.


Шимпанзе учатся друг у друга

Рис. 2. Естественный колодец, которым пользовались шимпанзе и рядом с которым велись наблюдения. Фото из обсуждаемой статьи в PLOS Biology


В тропическом лесу Будонго (см. Budongo Forest) у реки Сонсо в Уганде в течение 20 лет ведутся наблюдения за одной из групп шимпанзе в естественных условиях. Недавнюю публикацию в PLOS Biology ученые, представляющие несколько мировых научных центров — Сент-Эндрюсский университет (Шотландия), Университет Восточной Англии имени Джона Раскина в Кембридже (Англия), Квебекский университет в Римуски и Квебекский центр изучения биоразнообразия (оба в Канаде), Биостанция заповедника Будонго (Уганда), Невшательский университет (Швейцария), — посвятили одному из наблюдений, важному и интересному для понимания социального обучения у приматов.

Шимпанзе часто используют пережеванный комок листьев для добывания воды из небольших углублений в земле или меда в дуплах деревьев: такой комок работает как губка. Этот поведенческий обычай широко распространен среди различных популяций шимпанзе. Не являлась исключением и группа из Будонго. Но однажды (есть даже и точное время этого события: в 9 утра 14 ноября 2011 года) альфа-самец, подойдя к образовавшемуся естественному колодцу (рис. 2), применил другую технику: ободрал мох со ствола дерева и затем использовал его в качестве губки вместо обычного в таких случаях комка листьев. Кроме утренних наблюдателей-людей эту новую технологию увидела и альфа-самка. В течение следующих 6 дней новый способ использовали уже 7 других членов группы.

Естественно было задаться вопросом: как распространялась инновация среди членов группы? Возможны два варианта. Первый — спонтанное обретение, когда внедрение инновации связано с новыми экологическими условиями (в данном случае — с образовавшимся колодцем) и, соответственно, с новыми жизненными возможностями. Второй вариант — социальное обучение, когда один член коллектива так или иначе перенимает у другого его «изобретения».

Пример с моховыми губками оказался редкой удачей, дав возможность однозначно ответить на этот вопрос, выбрав одну из альтернатив. Дело в том, что в течение этих 6 дней наблюдатели отслеживали перемещения, встречи и контакты всех членов группы, фиксируя и время произошедших эпизодов. Так что они могли уверенно указать, кто из семи пользователей моховых губок с кем встречался и у кого не только мог подсмотреть новшество, но и на самом деле его подсмотрел. Эти наблюдения схематично показаны на рис. 3.


Шимпанзе учатся друг у друга

Рис. 3. Схема распространения нового навыка добывания воды из колодца в группе шимпанзе. Круги обозначают членов группы, обосновавшейся у колодца; буквы — это их индивидуальные обозначения. Большими буквами отмечены те, кто использовал «моховую» технику добычи воды, а цифры указывают на очередность обретения нового навыка. Стрелками показано, кто у кого подсмотрел новую технику с моховой губкой: острие направлено к демонстратору от ученика. Пунктирная линия — сомнительный случай обучения, когда самка KW подобрала уже использованную моховую губку и на основе нового опыта переняла или самостоятельно изобрела эту технику. Схема из обсуждаемой статьи в PLOS Biology


Столь четкая картина практически исключает вероятность спонтанного, диктуемого местом и временем, обретения инновации. С помощью статистических моделей (методика подробно описана в самой статье), учитывающих взаимовлияние особей в коллективе, удалось показать, что такая вероятность минимум в 15 раз ниже, чем социальное обучение.

В той же самой группе из 30 животных ученые заметили и другое новшество — шимпанзе подбирали уже использованные губки из листьев и снова пускали их в дело. Обычно так поступают только малыши, но здесь «малышовый» паттерн поведения начали демонстрировать и взрослые. Для «подбиральщиков» тоже построили схему встреч и контактов (рис. 4). Она резко отличалась от пользователей моховых губок. Расчеты для этого варианта показали примерно равную вероятность обучения и спонтанного проявления нового поведения. Иными словами, шимпанзе вторично использовали губки, скорее, просто по случаю, ради удобства.


Шимпанзе учатся друг у друга

Рис. 4. Схема распространения среди членов группы еще одного новшества — подбирания уже использованных губок из листьев. Обозначения те же, что и для предыдущего рисунка. Схема из обсуждаемой статьи в PLOS Biology


Ученые подчеркивают, что пример с моховыми губками — это первый доказанный случай социального обучения в дикой природе. Естественно, сейчас уже известно внушительное число навыков и обычаев у животных, которые варьируют от места к месту, напоминая локальные культуры (см. A. Whiten et al., 1999. Cultures in chimpanzees). И эти локальные паттерны поведения характерны не только для обезьян, но и для других животных (см. Ж. И. Резникова, 2009. «Социальное обучение у животных»). Проблема с ними в том, что не удавалось проследить процесс обучения вживую. Также ставятся и соответствующие эксперименты в лабораториях, но они вызывают сомнения с точки зрения совместимости лабораторных результатов с естественными условиями, где невозможно предсказать и учесть все факторы, управляющие поведением животных. Так что данный пример позволяет впервые уверенно говорить о реальности социального обучения в природе.


Шимпанзе учатся друг у друга

Рис. 5. Шимпанзе демонстрируют необычную моду — засовывать в ухо травинку. В центре — родоначальница этой необычной традиции. Фото из обсуждаемой статьи в Animal Cognition


Ученые упомянули еще один бесспорный пример социального обучения у полудиких шимпанзе, опубликованный совсем недавно (Edwin J. C. Van Leeuwen, Katherine A. Cronin, Daniel B. M. Haun, 2014. Pan troglodytes)). В работе описано распространение забавной причуды — засовывать в ухо длинную травинку (рис. 5). Родоначальницей этого обычая была самка одной из групп, и за три года, с 2010 по 2012, эту моду переняли 8 из 12 животных, живущих с ней в этой группе. В трех соседних группах удалось увидеть лишь одно животное, разгуливающее с травинкой в ухе. После смерти самки-родоначальницы в 2013 году два животных продолжали эту странную традицию — засовывать травинку в ухо.

Ясно, что травинка в ухе не имеет никакого адаптивного или экологического смысла — это, действительно, похоже на моду или символический знак. Пожалуй, это первый случай зарегистрированного социального поведения, не имеющего отношения к адаптивным технологическим процессам.

Два разобранных примера, демонстрируя наличие социального обучения у шимпанзе, делают еще более актуальным вопрос о причинах внедрения традиций и технологий у животных. Почему у животных одни инновации поддерживаются и распространяются, а другие, даже имеющие очевидную пользу, — нет? Почему одни и те же новшества в одной группе приветствуются, а в других группах на них не обращают внимания? Не правда ли, даже и для человеческих обществ это очень волнующие вопросы.

Источники:
1) C. Hobaiter, T. Poisot, K. Zuberbuhler, W. Hoppitt, T. Gruber. Social Network Analysis Shows Direct Evidence for Social Transmission of Tool Use in Wild Chimpanzees // PLOS Biology. September 30, 2014, DOI:10.1371/journal.pbio.1001960.
2) E. J. C. van Leeuwen, K. A. Cronin, D. B. M. Haun. A group-specific arbitrary tradition in chimpanzees (Pan troglodytes) // Animal Cognition. Published online: 11 June 2014.

См. также:
1) Ж. И. Резникова. «Социальное обучение у животных». 2009.
2) A. Whiten, J. Goodall, W. C. McGrew, T. Nishida, V. Reynolds, Y. Sugiyama, C. E. G. Tutin, R. W. Wrangham, C. Boesch. Cultures in chimpanzees // Nature. 1999. V. 399. P. 682–685.
3) A. Whiten. Animal behaviour: Incipient tradition in wild chimpanzees // Nature. 2014. V. 514. P. 178–179.

Елена Наймарк


28 сентябрь 2019 /
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие новости

У шимпанзе, как и у людей, число мутаций у потомства зависит от возраста отца

Анализ геномов девяти шимпанзе, представляющих три поколения одной семьи, показал, что средний темп мутирования у ближайших родичей человека примерно такой же, как у нас: около 1,2x10–8 на нуклеотид

Мыши с человеческим вариантом «гена речи» быстрее переключаются между разными формами обучения

Foxp2 — так называемый «ген речи» — первый из обнаруженных генов, непосредственно влияющих на речевую функцию. В работе, недавно опубликованной в журнале PNAS, исследовались способности к обучению у

Голландские шимпанзе перешли на диалект своих шотландских родичей

Ученые наблюдали за группой шимпанзе, переселенных из нидерландского национального парка в шотландский зоопарк. Через три года изменились звуковые сигналы, которыми шимпанзе обозначали пищевые

Мимика лошадей похожа на человеческую

Ученые из Великобритании и США подробно исследовали строение и движения мимических мышц лошадей, проанализировав 15 часов видео с записью выражения 86 лошадиных морд. Мимика лошадей оказалась богаче,

Сезонные миграции копытных определяются культурой, а не генами

Многие травоядные млекопитающие совершают регулярные миграции, следуя за сезонными «волнами» наиболее подходящей для них растительности. Исследование перемещений 456 толсторогов и лосей показало, что

Дрозофилы учатся друг у друга и хранят культурные традиции

Культурные традиции — выученные особенности поведения, устойчиво сохраняющиеся в популяции из-за копирования повадок сородичей, — широко распространены у млекопитающих и птиц. Эксперименты на
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:
Популярные новости
Почему одни нации богатые, а другие — бедные?Люди могут отращивать хрящи, как саламандрыПочему мы стареем? Новая теория ученыхРоссийский аппарат к Луне стартует не раньше 2026 годаОхотник за сокровищами нашел редчайший доисторический кладЧто происходит с океанами Земли?NASA получило новые снимки Большого красного пятна ЮпитераОбманщики чередуют ложь с правдой, чтобы им продолжали верить