» » Краски древнего мира: лазурит

Краски древнего мира: лазурит

Краски древнего мира: лазурит

Синие кристаллы на фотографии — минерал лазурит (Na[(AlSiO4)SO4]). Своим ярким цветом он обязан не меди, как это часто бывает в случае синих минералов (см. картинки дня Краски древнего мира: египетский синий и Азурит и малахит), а сере. В структуре лазурита присутствуют анионы S3–, которые и придают ему синюю окраску. В минералах этот анион относительно редок, но может быть очень распространен в жидкостях в глубинах Земли.

Название «лазурит» появилось в научной терминологии достаточно недавно, в 1892 году, с переизданием книги Джеймса Дана «System of Mineralogy» («Система минералогии»). Книга, будучи впервые издана в 1837 году, была первой более или менее общепринятой химической классификацией минералов в мире. До этого с терминологией была небольшая путаница: лазурит в Европе в зависимости от контекста называли либо lapis lazuli (lapis) — говоря о камне, либо azurum ultramarinum — говоря о краске. Оба названия пришли из средневековой латыни: lapis означает «камень», lazuli — родительный падеж от lazulum, от персидского lazaward «синий», как и azurum, а ultramarinum — «заморский». В настоящее же время lapis lazuli более не используется в своем исходном значении, а перекочевал в геологию и означает горную породу, содержащую лазурит, в английской терминологии.

Как поделочный камень лазурит использовался человеком начиная с неолита. В целом, среди минеральных пигментов он занимает особенное положение: его механические свойства позволяли и мастерить из него изделия, и истирать его в порошок. Популярности лазурита препятствовала лишь его редкость. В древнем мире были известны лишь три источника лазурита: главным был Бадахшан в Афганистане, менее значимыми — другие проявления на территории Памира (Таджикистан) и Белуджистана (Пакистан). Так, в Мехргархе (Пакистан) в захоронении, датированном седьмым тысячелетием до нашей эры, обнаружены лазуритовые бусины. Импортированный из Центральной Азии лазурит был популярен в Египте и Месопотамии, хоть и весьма дорог.


Краски древнего мира: лазурит

Лазуритовая цилиндрическая печать царицы Нинбанды, жены царя Месанепада (2563–2524 до н. э.) из Ура (Месопотамия). Коллекция Музея археологии и антропологии Пенсильванского университета. фото с сайта penn.museum


В целом лазуритовые артефакты характерны для крайне большого количества древних цивилизаций и их сколь-либо полное описание заслуживает отдельной монографии. Первым же задокументированным применением лазурита как пигмента считается синий орнамент на саркофаге времен XVII династии фараонов, который сейчас хранится в Национальном музее Шотландии (National Museum of Scotland) в Эдинбурге.


Краски древнего мира: лазурит

Саркофаг из некрополя Шейх-Абд-эль-Курна, XVII династия, около 1600 г. до н.э. Относится к стилю «риши», характерной чертой которого является орнамент в форме перьев. фото с сайта nms.ac.uk


Как минеральный пигмент, лазурит отлично подходил и для использования в настенной росписи. Так, к XIII в. до н. э. относят фрески из микенской крепости Гла (Gla), в которых лазурит использовался в смеси с красной охрой для создания пурпурного цвета. По аналогии с другими минеральными пигментами можно предположить, что лазуритовый синий использовался и в керамическом производстве для достижения ярких оттенков глазурей. Однако, возможно из-за конкуренции со стороны более дешевого египетского синего (см. картинку дня Краски древнего мира: египетский синий), использование лазурита для этих целей было впервые задокументировано лишь в римский период, на фрагментах монохромного синего египетского фаянса из Помпей. Кобальтовый (см. Cerulean) и медный синий также использовались для производства синей иранской керамики в Средневековье, носившей название «Lajvardina» (от персидского lazaward «синий»). В покрытии одного из керамических сосудов XIII века обнаружили пигмент из лазурита.


Краски древнего мира: лазурит

Фрагмент иранского синего керамического сосуда, в производстве глазури которого был использован лазурит, XIII век. фото из статьи P. Colomban, 2003. Lapis lazuli as unexpected blue pigment in Iranian Lajvardina ceramics


Производство порошка из lapis lazuli требовало долгого времени и прочных каменных инструментов. В начале отбирались наиболее насыщенные синим минералом фрагменты породы, затем они разбивались и зерна лазурита отделялись от сопутствующих минералов вроде белого кальцита или золотистого пирита. Потом образованные частицы перетирались в порошок.

Бледно-синий оттенок получившейся пудры поначалу удовлетворял художников, однако со временем технологии усложнились, и в средние века научились получать более чистый пигмент, добавив еще одну ступень в технологии производства. По рецепту из «Книги об искусстве» итальянского художника Ченнино Ченнини, жившего на рубеже XIV и XV веков, пудру следует смешать с пчелиным воском и растительными смолами, подогревая и помешивая, пока не получится что-то вроде синего пластилина. Получившуюся субстанцию делили на брикеты и оставляли на несколько дней. Затем брикеты снова разогревали в теплой воде и разминали также в воде в других сосудах. При этом ярко-синий пигмент вымывался, а все примеси оставались в пасте (реконструкцию процесса можно посмотреть здесь).

Получившийся ультрамарин высоко ценился художниками — им рисовали небеса и синие одеяния Девы Марии, где он символизировал чистоту и непорочность.


Краски древнего мира: лазурит

Слева — картина Тициана «Бахус и Ариадна», 1520–1523 гг. Справа — Дева Мария (1640–1650 гг.) работы Джованни Сассоферрато. Изображения с сайта en.wikipedia.org


Химический синтез ультрамарина был налажен только в 1826 году, его получали, нагревая смесь каолинита, соды (Na2CO3), сульфата натрия (Na2SO4), серы и угольной пыли несколько раз — сначала в восстановительных (без доступа кислорода), а затем в окислительных условиях (на воздухе). Качество получившегося пигмента было гораздо выше, а производство дешевле. Поэтому производство ультрамарина из лазурита почти прекратилось, что, однако, вовсе не повлияло на масштабы его добычи, так как всё это время, да и сейчас, он очень ценится как поделочный камень.


Краски древнего мира: лазурит

Природный (слева) и искусственный (справа) ультрамариновые пигменты. фото с сайта en.wikipedia.org


фото © Dr. Perry Silver с сайта mindat.org, лазурит в мраморе, видны также включения пирита.

Кирилл Власов

28 декабрь 2019 /
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие новости

Краски древнего мира: кошениль

На фото — коронационная мантия короля Сицилии Роджера II, окрашенная веществом, которое мы бы сейчас назвали кошенилью...

Пигменты грибов-млечников

На фото — рыжик полукрасный (Lactarius semisanguifluus), оранжевый млечный сок которого местами позеленел...

Туманность Калебас, или Тухлое яйцо

На фото — протопланетарная туманность вокруг звезды OH 231...
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:
Популярные новости
В интернете появилась динамическая карта распространения вируса 2019-nCovУченые совершили первый поход к месту, где может находиться древнейший лед на ЗемлеЭксперты предрекли человечеству эпидемию цифрового аутизмаЗеленая Антарктида. Всегда ли Южный континент был укрыт ледяным щитомПокупаем одежду в интернет-магазинеНа замерзшем водопаде в штате Нью-Йорк появилась «алмазная пыль»Новая теория может объяснить главный парадокс ВселеннойКрасное море оказалось крупным загрязнителем воздуха