» » Краски Древнего мира: красная охра

Краски Древнего мира: красная охра


Краски Древнего мира: красная охра

Краски Древнего мира: красная охра

Перед вами отпечаток руки на стене пещеры Шове на юге Франции, сделанный с помощью красной краски. Этот наскальный рисунок был создан около 32–30 тысяч лет назад и относится к ориньякской культуре, как и рисунки из испанской пещеры Альтамира (около 36 тысяч лет назад). Любопытна техника исполнения отпечатка, мало отличающаяся от современных граффити: краска набиралась в рот или в трубочку, вроде полых костей, и распылялась поверх ладони, выступавшей в роли трафарета.

Рисунки из пещер Шове и Альтамира — один из первых примеров полихромной древней живописи, для которой использовалось несколько пигментов разного цвета: красный, черный, белый, реже желтый. По возрасту их превосходят только изображения, найденные в 1990-х годах в пещерах острова Борнео. Средний возраст наскальных рисунков в пещере Лубанг Джериджи Салех — 40 тысяч лет, а максимальный — 51 тысяча (см. На стене индонезийской пещеры обнаружено самое древнее изображение животного, «Элементы», 15.11.2018). Это самый ранний дошедший до нас пример изобразительного искусства.


Краски Древнего мира: красная охра

Краски Древнего мира: красная охра

Изображение животного из пещеры Лубанг Джериджи Салех на Борнео. Фото из статьи M. Aubert et al., 2018. Palaeolithic cave art in Borneo


Во всех этих произведениях доисторического искусства главным компонентом красной краски является красная охра — природный коричневато-вишневый пигмент. Охры состоят из смеси глинистых минералов (монтмориллонит, каолинит и других) с оксидами и гидроксидами железа разной стехиометрии: преимущественно Fe2O3 (гематита), FeOOH (гётита/лепидокрокита) и его гидратов. Образуются они в результате выветривания богатых железом горных пород в приповерхностных условиях, особенно хороши для их поиска зоны, примыкающие к железным месторождениям. За вишнево-красный цвет отвечает гематит и Fe3+, но если в охре много воды в форме H2O или OH-групп, то она приобретает желто-оранжевые оттенки за счет окраски гидроксидов и гидратов железа.


Краски Древнего мира: красная охра

Краски Древнего мира: красная охра

Охровые скалы в провинции Руссильон, Франция, использовавшиеся как источник охр с палеолита до Нового времени. Фото с сайта de.wikipedia.org


Красная охра встречается реже желтой, оранжевой или коричневой, ведь отвечающий за вишневый цвет гематит, в отличие от желтых и оранжевых соединений железа, не образуется при самом процессе выветривания, а наследуется из разрушающейся породы. Однако древние художники нашли иной способ ее получения. Желтая охра при прокаливании до ~250°C теряет воду, превращаясь в красную. Как свидетельствуют находки из пещеры Сибуду (Южная Африка), этот факт был известен еще 58 000 лет назад: многочисленные фрагменты красной и желтой охры были обнаружены вместе со следами очагов. Обжиг желтой охры до красной — одно из наиболее ранних свидетельств химической технологии у людей. После термической обработки и измельчения полученный порошок желаемого цвета смешивали с водой и животными жирами, и получалась простая, но стойкая краска. В более поздних слоях Сибуду (возрастом 49 тысяч лет) были найдены и более сложные комбинации: пигмент смешивали не с водой, а с молоком копытных. В этом факте не было бы ничего удивительного, если бы это не происходило задолго до одомашнивания крупного и мелкого рогатого скота.

Делать краску из красной охры научились задолго до первых известных примеров наскальной живописи. Небольшая мастерская по ее производству была обнаружена в пещере Бломбос (Blombos Cave) в Южной Африке в слоях с датировкой 100 000 лет (см. В Южной Африке найдена древнейшая мастерская по производству красок, «Элементы», 18.10.2011). Фрагменты гематитсодержащей горной породы перемалывались в ступках из раковин моллюска Haliotis midae из рода морские ушки с помощью пестика-гальки из кварцита, смешивались с измельченными в порошок костями, а затем разбавлялись водой для создания хорошо ложащейся коричнево-красной смеси. Гематит давал цвет, толченая кость увеличивала объем производимого пигмента, а содержащиеся в ней животные жиры работали в качестве фиксатора.


Краски Древнего мира: красная охра

Краски Древнего мира: красная охра

Ступка для измельчения краски из пещеры Бломос. Фото из статьи C. Henshilwood et al., 2011. A 100,000-Year-Old Ochre-Processing Workshop at Blombos Cave, South Africa


Однако ни в пещере, ни в ее окрестностях не обнаружено ни одного наскального изображения. Так что получаемая красная охра использовалась скорее всего в ритуальных целях, в основном для росписи тел. Справедливости ради стоит заметить, что кровь совершенно точно применялась для этого гораздо раньше, и лавры «самой первой красной краски», наверное, стоит отдать именно ей, вот только следы ее применения до нас не дошли.

До более сложных многосоставных пигментов, вроде тех, что делали жители пещеры Бломбос, для нательной живописи использовались так называемые «мелки» — трехгранные фрагменты мягких охр возрастом более 250 тысяч лет, обнаруженные во множестве африканских пещер. Примерно к этому же времени относятся и наиболее ранние свидетельства применения красной охры неандертальцами в Европе — 250–200 тысяч лет назад.

Открытая самой первой, эта красная краска долго не выходила из моды и использовалась всеми известными цивилизациями древнего мира в самых разных декоративных целях. Так, в неолитической Испании для украшения керамики применялась техника «almagras» (от исп. «красная охра»): красная охра смешивалась с глиной и наносилась в углубления на необожженных сосудах. После обжига гематит проявлял красно-коричневый оттенок на фоне более светлой глины.


Краски Древнего мира: красная охра

Краски Древнего мира: красная охра

Фрагменты украшенной красной охрой керамики с неолитических стоянок Испании (5–4 тысяч лет до н.э.). J. Carrasco Rus et al., 2014. Los registros funerarios neoliticos de laSima» LJ11" (Loja, Granada). Nuevos datos y cronologias


Краски Древнего мира: красная охра

Краски Древнего мира: красная охра

Статуя первого фараона Среднего царства Ментухотепа II (2061–2010 г. до н. э.), тиара покрашена красной охрой. Фото с сайта en.wikipedia.org


Красная охра была оптимальным пигментом для росписи помещений и керамики благодаря отсутствию химических реакций с содержащейся в воздухе водой и с солнечным светом, а также возможности переносить высокие температуры, сохраняя свой цвет. Для украшения стен и статуй в более поздние времена ее обычно смешивали с гипсом (CaSO4) или кальцитом (CaCO3) — именно такие комбинации находятся при изучении египетских гробниц, дворцов Крита или в Междуречье (Месопотамии).

Более того, эта краска была настолько универсальной, что с ее помощью даже начали красить ткани. Во время раскопок, которые производил французский археолог Жак де Морган в 1894–1895 годах в районе комплекса пирамид фараона Аменемхета II (1914–1879/1876 г. до н. э.), была обнаружена мумия, обернутая в красные ткани. Эти достаточно хорошо сохранившиеся ткани времен Среднего царства были повторно изучены в конце восьмидесятых годов с помощью метода рентгенофлуоресцентного анализа, который показал, что за красный цвет отвечает гематит — главный компонент красной охры.


Краски Древнего мира: красная охра

Краски Древнего мира: красная охра

Леонардо да Винчи (1452–1519), «Автопортрет сангиной», около 1512 года. Туринская королевская библиотека (Royal Library of Turin). Изображение с сайта en.wikipedia.org


Судя по текстам из Месопотамии, там эта техника также применялась в то же самое время, причем красная охра ассоциировалась с кровью, а процесс окрашивания — с выпуском крови. Но еще до появления льняных и шерстяных тканей красную охру использовали как краситель для кожи. Изучение слоев возрастом 12 400–12 000 лет до настоящего времени с артефактами натуфийской культуры в пещере Хилазон Таштит (Израиль) указало на существование там мастерской по выделке кожи, в которой активно применялась красная охра — вероятно, именно для окраски конечного продукта.

Красная охра никогда не выходила из моды, а далекие предки древних «мелков» используются и сегодня. Это сангина (от лат. sanguis «кровь»), состоящая из смеси красной охры и мела или каолинита, которой рисовал Леонардо да Винчи и которую до сих пор можно купить в магазине товаров для творчества. Так что увидев вишнево-красный или оранжевато-красный оттенок на древнем произведении искусства или фреске, вы можете смело утверждать, что это та самая вездесущая красная охра.

Фото с сайта archeologie.culture.fr.

Кирилл Власов

08 июль 2019 /
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие новости

Марсоход Curiosity: первые десять дней на Красной планете

Curiosity уже больше недели находится на Марсе. Самый большой и совершенный марсоход — массой почти в тонну, доверху напичканный научной аппаратурой, среди которой есть и российский прибор для

Ледяные пещеры ледника Ватнайокуль

Отправимся в ледяные пещеры ледника Ватнайокуль вместе с фотографом Julien Ratel

Гипогей Мальты

Невероятное сооружение Гипогей, до сих пор вызывающее споры специалистов о своем возникновении – одна из самых загадочных достопримечательностей Мальты.

Люди жившие миллионы лет назад

Благодаря искусству палео-художницы Elisabeth Daynès мы можем воочию увидеть наших предков, которые жили на Земле миллионы лет назад. Вот уже 20 лет из глины и силикона она создает

Пещера Крубера-Воронья - самая глубокая пещера в мире

Пещера Крубера-Воронья является самой глубокой из известных пещер на Земле. Она расположен горном массиве Арабика в Абхазии. Эта гора содержит несколько сотен пещер, которые начали образовываться
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:
Популярные новости
Дешевый хостинг: преимущества и недостаткиБокал шампанского на термограмме«Золотой» астероид угрожает мировой экономике, заявили экспертыПросмотр фильмов онлайнНебольшим планетам-океанам пообещали долгую жизнь в обитаемой зонеКак выбрать кондиционер для домаПрелюдия истинной многоклеточности или ранние эволюционные эксперименты?Обыкновенная солнечная рыба