» » Побледневшая «Женщина» Пикассо

Побледневшая «Женщина» Пикассо

Побледневшая «Женщина» Пикассо

Перед вами две фотографии картины «Женщина» (“Femme”) кисти Пабло Пикассо. Левая фотография сделана в 1965 году, а правая — в 2018 году. Если присмотреться, то можно увидеть, что за это время некоторые краски на картине выцвели. В частности, на правом снимке желтый фон в левом верхнем углу и внизу справа от женщины выглядит заметно бледнее — уже не желтым, а почти бежевым. В то же время желтые области, расположенные ближе к центру полотна (на руке женщины и несколько мелких мазков на ее лбу), остались такими же яркими, как и 53 года назад.

Пабло Пикассо написал эту картину в 1907 году, когда ему было 26 лет. Позади были «голубой» и «розовый» периоды его творчества, впереди — кубизм, художник смело экспериментировал с разными цветами и формами. В том же году Пикассо создал свой знаменитый групповой портрет «Авиньонские девицы», который сейчас считается первой картиной в жанре кубизм. Некоторые критики считают, что этот портрет женщины был этюдом к этому полотну. Поэтому, чтобы избежать путаницы с другими женскими портретами Пикассо, картину называют «„Женщина“ периода „Авиньонских девиц“» (“Femme” Epoque des “Demoiselles d’Avignon”) или «Девушка из Авиньона».

Чтобы выяснить причину выцветания красок, итальянские ученые в сотрудничестве с работниками Музея фонда Бейелер в Швейцарии, где хранится картина, исследовали полотно неинвазивными (неразрушающими) методами, а также взяли микроскопические кусочки краски на анализ.

Желтая краска в центре полотна и на его краях имеет очень близкий химический состав. Это кадмиевая желть, или попросту сульфид кадмия (CdS). Пигменты на основе сульфида кадмия начали использоваться в живописи в 1840-х годах и благодаря своим красивым оттенкам и отличным кроющим способностям быстро стали популярны у художников. Сульфид кадмия в чистом виде и в смеси с сульфидом цинка, дающие желтый цвет, и сульфид кадмия в смеси с селенидом кадмия, придающем краске более темный оранжево-красный оттенок, использовали в своих работах Пабло Пикассо, Винсент Ван Гог, Анри Матисс, Жорж Сёра, Джеймс Энсор и Эдвард Мунк.

Под действием солнечного света сульфид кадмия обесцвечивается, или деградирует. Чаще всего этот процесс начинается с окисления сульфида кадмия до соответствующего сульфата (CdSO4). Эта реакция происходит только на свету в присутствии следов воды из воздуха:

CdS + 2O2 + H20 + hv -> CdSO4*H20

Символ hv — это квант солнечного света (фотон), энергия которого запускает процесс окисления. Звездочка обозначает, что сульфат кадмия находится в гидратированной форме, то есть молекулы воды встраиваются в его кристаллическую решетку. Эта связанная вода затем может ускорять окисление соседних молекул CdS, то есть реакция идет по нарастающей. Кроме того, CdSO4 может вступать в реакции обмена с углекислым газом из воздуха, образуя карбонат кадмия (CdCO3). Может он реагировать и с щавелевой кислотой, которая получается при разложении остатков масляной основы красок, давая еще одну соль кадмия — оксалат (CdC2O4). Все три перечисленные соли бесцветны, поэтому желтый пигмент со временем бледнеет.

В случае с «Женщиной» деградация произошла по такому же сценарию. Инфракрасная Фурье-спектроскопия показала, что побледневшие области содержат большое количество карбонатов и оксалатов. А в желтых областях этих солей почти нет. В чем же причина такой неравномерной деградации пигмента? Ответить на этот вопрос помог анализ люминесценции пигмента. Дело в том, что сульфид кадмия знаменит не только своими красящими свойствами, это вещество также способно фотолюминесцировать — то есть возвращать часть поглощенного света в виде излучения с меньшей энергией. Когда сульфид кадмия поглощает квант света, его электроны получают дополнительную энергию и могут перейти на более высокий энергетический уровень. Такое состояние называют возбужденным. Оставаться в нем долго материал не может, ему нужно сбросить излишек энергии и вернуться в основное (невозбужденное) состояние. Один из путей для возвращения — люминесценция: электрон опускается на более низкий уровень, излишек энергии излучается в виде света.

У сульфида кадмия основных механизмов для люминесценции два: электрон может сразу вернуться на исходный уровень (это так называемая близкраевая люминесценция, near bandedge emission) или же вначале опуститься на промежуточный уровень, а затем уже оттуда — на исходный. Промежуточный уровень в CdS создают дефекты на границах зерен. Второй процесс занимает больше времени — микросекунды (близкраевая укладывается в наносекунды). Этой разницей и воспользовались ученые: они светили на образец лазером, возбуждая люминесценцию, а мерить начинали не сразу — чтобы дать близкраевой люминесценции закончиться и отделить ее от более длительной «дефектной». Такая вот «дефектная» люминесценция у побледневших областей оказалась гораздо интенсивнее, чем у ярко-желтых, — почти в 30 раз. Это означает, что в выцветшей области частицы пигмента были меньше по размеру (менее 10 нм): чем меньше частицы, тем больше в них «граничных» дефектов. Это объясняет и разницу в скорости выцветания: мелкие частицы материалов всегда деградируют быстрее. Причина опять-таки в поверхностных дефектах — атомах с оборванными связями, которые более склонны соединяться с кислородом, чем атомы в глубине частицы. Значит, чем больше доля поверхностных атомов, тем быстрее произойдет окисление.


Побледневшая «Женщина» Пикассо

Схема двух механизмов люминесценции, которые реализуются для мелких (слева) и крупных (справа) частиц сульфида кадмия. Дефектный уровень изображен жирной серой линией. Соответствующие области на картине показаны вверху слева, вверху справа показано, что область фона люминесцирует сильнее, чем ярко-желтая рука женщины. Рисунок из статьи Daniela Comelli et al., 2019. Degradation of Cadmium Yellow Paint: New Evidence from Photoluminescence Studies of Trap States in Picasso’s Femme (Epoque des «Demoiselles d’Avignon»)


Скорее всего, фигура женщины и фон были выполнены двумя разными красками. А краски, вероятно, получились такими разными из-за разной температурной подготовки пигмента. Более стабильный пигмент производители прокалили в печи, поэтому мелкие частицы в нем соединились в более крупные агломераты (этот процесс еще называют спеканием).

Почему Пикассо использовал для фона другую краску, химический анализ нам, конечно, не объяснит. Может быть, краска закончилась в процессе работы, а приобрести точно такую же не было возможности. Во время работы над картиной Пикассо еще не был известен, он жил в Париже в общежитии для художников и нередко бывал ограничен в средствах. Однако художник мог и сознательно экспериментировать с разными пигментами, даже сравнивать их. На самом деле мы даже не можем с точностью утверждать, добивался он одинаковых или различных оттенков для фона и фигуры женщины. На фото 1965 года фон выглядит немного бледнее, однако процесс деградации мог уже начаться к тому моменту. Вполне возможно, что в 1907 году, сразу после того, как художник закончил картину, фон имел более яркий цвет.

К сожалению, обратить выцветание вспять и вернуть «Женщину» к первоначальному виду уже не удастся. Но полученные данные могут помочь в будущем сохранить другие полотна с сульфидом кадмия. Измерение люминесценции может показать сотрудникам музеев, какие картины подвержены выцветанию, еще до того, как этот процесс будет заметен глазу. После этого можно будет защитить картины, которые находятся в «группе риска», — например, покрыть их специальным слоем, предохраняющим от ультрафиолета.

фото с сайта cen.acs.org. Пабло Пикассо, «Женщина» (Femme), или «Девушка из Авиньона» (“Demoiselle d’Avignon”), 1907 год, Музей фонда Бейелер, Швейцария.

Наталия Самойлова

18 апрель 2020 /
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие новости

Пабло Руис Пикассо – Самый дорогой художник

Испанец по происхождению, Пабло Пикассо – художник, график, скульптор и дизайнер – своими необычными работами вначале просто поражал публику, а потом оказал огромное влияние на весь художественный

Истории знаменитых картин

Произведения искусства, которые знают все, часто хранят в себе неизвестные увлекательные истории.

Неизвестные факты об известных художниках

Об известных художниках можно найти огромное количество информации – как они жили, как творили свои бессмертные произведения. Многие обычно не задумываются об особенностях характера и образа жизни

7 уроков жизни от Пабло Пикассо

1. Если бы только можно было избавиться от мозга и пользоваться лишь глазами.

Интересные факты о Пабло Пикассо

Его первая выставка прошла, когда ему было тринадцать лет.

Неизвестные факты об известных художниках

Об известных художниках можно найти огромное количество информации – как они жили, как творили свои бессмертные произведения.
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:
Популярные новости
Существует 50% вероятность того, что мы живем в симуляцииВремя эластично: почему на вершине горы время идет быстрее, чем на пляже?На МКС найдено место утечки воздуха. Что дальше?Почему птицы летают клиномКрупнейшая озоновая дыра зафиксирована над Антарктидой11 живописных мест на планете, раскрашенных самой осеньюКаким будет мир с населением 10 миллиардов человек?Самые красивые города на воде