» » Трещины на "Моне Лизе" защищают ее от воздействия окружающей среды

Трещины на "Моне Лизе" защищают ее от воздействия окружающей среды

Трещины на "Моне Лизе" защищают ее от воздействия окружающей среды

Химики из Европы и США выяснили, что многие картины итальянских мастеров смогли дожить до наших дней даже при хранении в "немузейных" условиях благодаря кракелюру, узору из мелких трещин, покрывающих "Мону Лизу" и другие шедевры времен Возрождения. Выводы ученых были опубликованы в журнале Heritage Science.

"Мы выяснили, почему панельная живопись, покрытая кракелюром, остается стабильной, даже если она хранилась в далеко не идеальных условиях. Мы надеемся, что это знание поможет создать более дешевые системы климат-контроля в старых зданиях галерей и музеев, где такие возможности ограничены", - заявил Лукаш Браташ, химик из Института катализа и химии поверхностей в Кракове (Польша), чьи слова приводит пресс-служба журнала.

В последние годы в историю и искусствоведение все больше проникают химия, физика и другие точные науки, позволяющие увидеть внутри артефактов и памятников искусства то, что было потеряно по воле времени или по воле их творцов.

К примеру, недавно британские археологи получили фотографии монет, содержавшихся в запечатанной коробке времен Древнего Рима, не открывая ее, а также прочитали некоторые папирусы из Помпей. Аналогичным образом были найдены тайные портреты на картинах Рембрандта и Эдгара Дега, а также раскрыты секреты химического состава красок британских живописцев XIX века, применявших "нанотехнологии" при их подготовке.

Эти же методы позволяют "вычислять" возраст картин и находить даже самые изощренные подделки. К примеру, пять лет назад ученые нашли намеки на то, что "Медумские гуси", одна из самых знаменитых картин Древнего Египта была подделана итальянским археологом в конце XIX века, а два года назад химики показали, что часть знаменитых свитков Мертвого моря были фальшивками.



Секреты бессмертия искусства

Браташ и его коллеги совершили еще одно открытие подобного рода, изучая то, как формируется кракелюр на картинах, написанных не на холсте, а на панелях, плоских листах из дерева. Этот материал широко использовался художниками по всей Европе в начале эпохи Возрождения. К числу самых знаменитых полотен панельной живописи относится знаменитая "Джоконда" Леонардо да Винчи, а также иконы Андрея Рублева и портреты Ботичелли.

Ученые достаточно давно считают, что эти картины покрываются кракелюром из-за того, что изменения в температуре и влажности заставляют расширяться и сжиматься их самый нижний слой. Эта прослойка, "грунт" на языке художников, состоит из различных типов белил, крахмала, желатина и других животных белков и жиров, которые не дают последующим слоям красок впитываться в древесину и придают полотну однородную структуру и цвет.

По этой причине искусствоведы, а также многие химики и физики, считали крайне нежелательным появление дополнительных трещин на поверхности картин, так как они в теории должны способствовать проникновению паров воды в грунтовый слой и ускорять его разрушение. Из-за подобных соображений в крупнейших музеях мира поддерживается постоянный уровень температуры (21 градус Цельсия) и влажности (45-55%).

Польские химики и их коллеги из США и Франции проверили, нужно ли так поступать на самом деле, проследив за формированием кракелюра в двух дощечках, которые они покрыли слоем грунта и хранили при разных комбинациях температур и влажности. Через две недели после начала эксперимента ученые попытались разломить панели и детально изучили их структуру.

Эти данные химики использовали для того, чтобы просчитать, как будут возникать новые трещины на картинах и как они будут влиять на вероятность появления новых узоров трещин. Вопреки ожиданиям искусствоведов, скорость их рождения замедлилась, так как кракелюр не увеличивал, а уменьшал механическое напряжение внутри полотна. По этой причине, как объясняют химики, подобные дефекты не ускоряют разрушение "Моны Лизы" и других картин, а наоборот, защищают их.

"Напряжение внутри грунта возникает в пространстве между трещинами. Чем больше эти зоны, тем сильнее напряжение и тем легче формируются новые разломы внутри краски. Этот процесс протекает до тех пор, пока дистанция между трещинами не снижается до такой отметки, когда кракелюр перестает формироваться", - подытожил Браташ.

21 февраль 2020 /
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие новости

Формирование компонентов ДНК в межзвездной среде воспроизвели в лаборатории

Японские химики воссоздали в лаборатории аналог облаков межзвездной материи и доказали, что внутри них могут формироваться ключевые части "букв" молекул ДНК. Это подтверждает, что сложные "кирпичики

Химики предложили свою версию происхождения жизни на Земле

Загадка происхождения жизни на Земле до сих пор не разгадана. Исследователи пришли к выводу, что первые примитивные организмы появились на нашей планете более четырёх миллиардов лет назад, но как
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:
Популярные новости
Особенности выбора шинУченые нашли в кишечнике спусковой механизм аллергии на арахисУчёные предлагают заразить коронавирусом добровольцев для поиска вакциныВрачи объяснили, как смартфоны и компьютеры превращают мозг в "свалку"Как смартфоны и соцсети убивают наше времяУченые запатентовали систему энергоснабжения Земли из космоса10 минут ежедневного пребывания на природе помогают снизить тревогу и беспокойствоПреимущества и особенности заказа стройматериалов через интернет