» » Cимволы, вехи и события жизни Гипатии (часть 12)

Cимволы, вехи и события жизни Гипатии (часть 12)

Первым среди философов нового времени Гипатии посвятил свое специальное исследование “Hypatia or the History of a most beautiful, most virtuous, most learned and in every way accomplished lady, who was torn to pieces by the clergy of Alexandria to gratify the pride, emulation and cruelty of the archbishop commonly but undeservedly titled St. Cyril” (мой перевод - “Гипатия, или история самой красивой, самой добродетельной, самой ученой и во всех отношениях совершенной леди, которая была растерзана клерикалами Александрии, чтобы потешить гордость, властолюбие и жестокосердие архиепископа, называемого обычно, но незаслуженно, Святым Кириллом”) в 1720 г. ирландский философ-материалист Джон Толланд ( 1670-1722; его книга “Христианство без тайн” была осуждена на сожжение, а сам он спасся от тюрьмы бегством за границу; в своих работах приводил доказательства единства материи и движения, признавая беспрерывное движение существенным свойством материи, всеобщей формой ее активности, причиной возникновения и уничтожения явлений и предметов окружающего мира; отвергал представления о пространстве и времени как самостоятельных сущностях, отличных от материи и независимых от нее, подчеркивал неразрывную связь пространства и времени с материей, говорил о вечности и бесконечности Вселенной; мышление рассматривал как особенное движение мозга, критиковал религию и церковь с точки зрения материализма, хотя по религиозной традиции считал атеизм безнравственным; умер в жестокой нужде).В 19-м веке о Гипатии написали исторические романы английский писатель, приходской священник и один из основоположников христианского социализма Чарльз Кингли (1819-1875; роман “Ипатия”, 1853, см. [17]) и австро-немецкий журналист, писатель и философ Фриц Маутнер (1849-1923; роман” Гипатия”,1892, см. [18])

 

А вот как отражают историю Гипатии энциклопедические издания и словари прошлого и настоящего:

 

[1]“(Ипатия из Александрии) (370-415), женщина-ученый, математик, астроном и философ-неоплатоник. Автор комментариев к Аполлону Пергскому и Диофанту. Убита фанатиками-христианами”;

 

[4]“(Ипатия) из Александрии (370-415), женщина-математик, астроном и философ-неоплатоник. Преподавала в Александрийском музее. Г. принадлежат труды по толкованию произведений греч. философов, математики и астрономии. Труды Г. до нас не дошли. По наущению епископа Кирилла была растерзана толпой фанатиков-христиан”;

 

[5]“(Hypatia), приблизительно 370-415, греч. математик и философ, дочь математика Теона из Александрии, была руководителем Александрийского мусейона. Последовательница неоплатоников в духе Ямвлиха, писала комментарии к Аполлонию из Перги и Диофанту. После ее убийства христианскими фанатиками математич. школа в Александрии угасла”;

 

[7]“ 415 – Убита толпой фанатиков-христиан Гипатия (Ипатия из Александрии), греч. математик и философ, дочь Теона; последняя представительница александр. школы неоплатоников, руководила алексан. Мусейоном, авто комм. к Аполлонию Пергскому и Диофанту Александрийскому; после ее убийства матем. школа в Александрии угасла (род ок.370)”;

 

[9]“(Hypatia)- дочь александрийского математика Теона, знаменитая ученостью женщина. Родилась в Александрии ок. 370 по Р.Х.,получила полное высшее образование, сначала сотрудничала отцу, потом сама приобрела высокую славу оригинальными работами по астрономии, математике и философии, до нас не дошедшими. Блистая красотою, сохраняя до конца жизни чистоту девства, вся отдавшаяся науке, отличаясь ярким талантом и обаятельной скромностью, величием характера и добротою, Г. стала в Александрии центром кружка образованных людей, признававших ее вождем. Около 400 г. ей была предложена кафедра философии в александрийском музее (университете и академии), где она, сама принадлежа к школе неоплатоников и оставаясь верной натичному паганизму, комментировала Платона, Аристотеля и других философов с искусством и красноречием, в которо превзошла всех современников-мужчин. Ученики стекались к ней со всех концов мира. В Александрии она сделалась первым человеком, заседала в городском совете, оказывала влияние на политику наместника. Г. представляет собой замечательный пример активной причастности греко-римских женщин к высшему образованию. Три свидетеля, принадлежащие к различным миросозерцаниям, - язычник Дамасций, последний глава афинской школы, еврей-софист и врач Адамантий (у церковного историка Сократа) и ученик Г. Синезий, ставший христианином, единодушно поют ей восторженные гимны. Последний, даже когда стал епископом птолемаидским, называл Г. “матерью и сестрою, наставницей, благодетельницей”, и ей – язычнице – присылал на одобрение свои не только научные, но и богословские трактаты. Александрия гордилась Г. и любила ее, но епископ александрийский Кирилл, считая Г. вдохновительницей стеснительных мер, принимавшихся префектом против излишеств его фанатизма, возбудил, как кажется, против нее массу невежественного христианского населения. Встреченная на улице разъяренной каким-то столкновением толпою, Г. была стащена с носилок; с нее содрали одежды, зверски замучили и растерзанные члены бросили в огонь (415)

 

[12]“(Ипатия) из Александрии (370-415) - женщина-философ, математик и астроном. Дочь математика Теона. Последовательница неоплатоновской школы Ямвлиха. Преподавала в Александрийском музее; принимала участие в общественных делах города и пользовалась широкой популярностью. Г. принадлежат труды по толкованию произведений Платона, Аристотеля и других греч. философов, а также сочинения по математике и астрономические комментарии к Аполлонию (по теории конич. сечений) и к Диофанту (по алгебре). Сочинения Г. о нас не дошли. Г. стала жертвой религиозного фанатизма христиан: по наущению епископа Кирилла она была растерзана толпой”.

 

Англоязычная “Энциклопедия Британника” в своем 35-томном 11-м издании 1911 г. так пишет о Гипатии [Enciclopaedia Britannica, 1911.v.14, pp.198-199, Hypatia]:

 

“Hypatia (370-415) mathematician and philosopher, born in Alexandria, was the daughter of Theon, also a mathematician and philosopher, author of scholia on Euclid and a commentary on the Almagest, in which it is suggested that he was assisted by Hypatia (on the 3rd book). After lecturing in her native city, Hypatia ultimately became the recognized head of the Neoplatonic school there (c. 400). Her great eloquence and rare modesty and beauty, combined with her remarkable intellectual gifts, attracted to her class-room a large number of pupils. Among these was Synesius, afterwards (c. 410) bishop of Ptolemaïs, several of whose letters to her, full of chivalrous admiration and reverence, are still extant. Suidas, misled by an incomplete excerpt in Photius from the life of Isidorus (the Neoplatonist) by Damascius, states that Hypatia was the wife of Isidorus; but this is chronologically impossible, since Isidorus could not have been born before 434 (see Hoche in Philologus). Shortly after the accession of Cyril to the patriarchate of Alexandria in 412, owing to her intimacy with Orestes, the pagan prefect of the city, Hypatia was barbarously murdered by the Nitrian monks and the fanatical Christian mob (March 415).

 

Socrates has related how she was torn from her chariot, dragged to the Caesareum (then a Christian church), stripped naked, done to death with oyster-shells (ὀστράκοις ἀνεῖλον perhaps “cut her throat”) and finally burnt piecemea. Most prominent among the actual perpetrators of the crime was one Peter, a reader; but there seems little reason to doubt Cyril’s complicity (see Cyril of Alexandria). Hypatia, according to Suidas, was the author of commentaries on the Arithmetica of Diophantus of Alexandria, on the Conics of Apollonius of Perga and on the astronomical canon (of Ptolemy). These works are lost; but their titles, combined with expressions in the letters of Synesius, who consulted her about the construction of an astrolabe and a hydroscope, indicate that she devoted herself specially to astronomy and mathematics. Little is known of her philosophical opinions, but she appears to have embraced the intellectual rather than the mystical side of Neoplatonism, and to have been a follower of Plotinus rather than of Porphyry and Iamblichus. Zeller, however, in his Outlines of Greek Philosophy (1886, Eng. trans. p. 347), states that “she appears to have taught the Neoplatonic doctrine in the form in which Iamblichus had stated it…”

 

Мой перевод с пояснениями [в квадратных скобках]:

 

“Гипатия (370-415 до н.э.) – математик и философ, родилась в Александрии, была дочерью Теона, математика и философа, автора схолий [примечаний, пояснений] к Евклиду и комментариев на “Альмагест” [Птолемея], в которых, по-видимому, он помогал Гипатии (в 3-й книге “Альмагеста”). Гипатия, проводя лекции в своем родном городе, стала в конечном счете здесь признанной главой школы неоплатоников (с 400 г.). Ее огромное красноречие и редкая скромность и красота, в сочетании с ее замечательной интеллектуальной одаренностью, привлекало к ней большое количество учеников. Среди них был Синезий, ставший позже (с 410 г.) епископом Птолемаиды, некоторые письма которого к ней, полные восхищения и благоговения, сохранились до сих пор. Суда [Suida Lexicon, византийский энциклопедический лексикон 10 в. неизвестных авторов на греческом языке, содержащий около 30 тыс. статей и использовавший огромное количество первоисточников классического, эллинского и византийского периодов, не дошедших до нас, последний сборник античной литературы, имеется перевод на англ. язык] вводит в заблуждение, утверждая через незавершенный отрывок из Фотия [возможно, константинопольского богослова и патриарха, 820-891] о жизни Исидора (неоплатоника) [ученика представителя афинской школы Марина, 450-495, в свою очередь ученика Прокла Афинского, 412-485]), описанной Дамаскием [Дамаский Диадох,458-538, автор трудов “Первые принципы”, “Комментарий к Пармениду”,”Философия истории”, “Жизнь Исидора”, ученик Исидора, глава афинской школы неоплатоников и последний схоларх платоновской Академии, закрытой в 529 г. императором Юстинианом I], что Гипатия была женою Исидора; но это хронологически невозможно, так как Исидор не мог родиться до 434 (см. Hoche in Philologus [нем. R.Hoche “Hypatya, die Tochter Theon”, Philologus, XV, 1860]). Вскоре после вступления Кирилла в должность патриарха Александрии в 412, из-за ее дружбы с Орестом, языческим префектом города [Орест был христианином], Гипатия была варварски убита толпой нитрийских монахов [христианских монахов-отшельников, живших к западу от Александрии в Нитрийской пустыне] и городских фанатиков-христиан (март 415).

 

Согласно сообщению Сократа [Схоластика], она была сорвана со своей колесницы, протащена к Цезареуму (тогда уже христианской церкви), раздета догола, умерщвлена устричными раковинами (возможно путем перерезания горла) и сожжена по частям [предварительно расчленена]. Среди исполнителей преступления был некий Петр, церковный чтец; но мало оснований сомневаться в причастности к этому Кирилла (см. Кирилл Александрийский). Гипатия, согласно Суде, была автором комментариев к “Арифметике” Диофанта Александрийского, “Конических сечений” Аполлония из Перги и астрономического канона (Птолемея). Эти работы утеряны; но их названия встречаются среди выражений в письмах Синезия, который консультировался с нею относительно конструкции астролябии и гидроскопа [ареометра], что свидетельствует, что Гипатия была увлечена занятиями астрономией и математикой. Мало что известно о ее философских убеждениях, но она отдавала скорее всего предпочтение интеллектуальной стороне неоплатонизма, чем его мистической стороне, и была скорее всего последовательницей Плотина, чем Порфирия и Ямвлиха. Целлер, однако, в его “Контурах греческой философии” (1886, англ. перевод, с.347) говорит, что “она преподавала неоплатоническую доктрину в форме, которую утверждал Ямвлих [Целлер Эдуард, 1814-1908, нем. протестантский богослов и философ из Тюбингена, историк философии, автор “Очерка истории греческой философии” в 3 т. и 6 кн., 1844-1852; вот что он писал о Гипатии-философе: ”Даровитая Ипатия, которая стояла во главе платоновской школы в Александрии и содействовала ее необычайному расцвету, но под конец (в 415 году) пала жертвой фанатизма христианской черни, по-видимому, излагала неоплатоническую философию в той форме, которую ей придал Ямвлих; так, по крайней мере, можем мы судить по сочинениям ее ученика, епископа Синезия из Птолемаиды)”]…”.

 

5 Христианство в Восточной Римской империи. Феофил и Кирилл Александрийские.

 

В правление императора Римской империи Константина I Великого (285-337, император с 306 г.; первый христианский император; сын императора Констанция I Хлора, 250-306, имп.305-306, - родоначальника династии Константинов), основавшего в 330 г. столицу восточной половины своей империи - Константинополь - на месте античного приморского торгового города Византия (отсюда пошло название всей Поздней Римской империи - Византийская), христианство становится, наряду с древней, традиционной, римско-греческой языческой религией (с ее культом богов-олимпийцев, героев-полубогов и относительно новым государственным культом императора, в котором тот превратился из “первого гражданина” в “ Господина и Бога”, требовавшего безусловного поклонения всех своих подданных), массовым вероисповеданием на территории всей империи. В начале 4-го века его исповедовало уже около 10% населения империи, несмотря на почти 3 предыдущих столетия (с перерывами) гонений на христиан при отдельных римских императорах [1,2,4,5,7,11].

 

Уважаемые гости, продолжение читайте тут: http://secrets-world.com/history/17165-cimvoly-vehi-i-sobytiya-zhizni-gipatii-chast-13.html

26 октябрь 2017 /
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие новости

Cимволы, вехи и события жизни Гипатии (часть 16)

Языческие храмы во всей Римской империи или были покинуты, или были разрушены, но изобретательное суеверие язычников все еще старалось уклоняться от исполнения тех законов Феодосия, которыми строго

Cимволы, вехи и события жизни Гипатии (часть 10)

Плотин так описывал свои идеи [“Эннеады”]: ”в основе любой красоты лежит единое, Первое начало, свободное от каких бы то ни было материальных форм…на первом месте следует

Cимволы, вехи и события жизни Гипатии (часть 8)

(3) Философия неоплатонизма - эклектическое (от греч. eklektikos выбирающий; сочетание разнородных учений, которые без противоречий не могут быть объединены в единое целое воззрение)

Cимволы, вехи и события жизни Гипатии (часть 7)

Для уточнения фактов перейдем к более ранним историческим свидетельствам, касающимся Александрийской войны, во время которой произошло обсуждаемое нами событие.

Cимволы, вехи и события жизни Гипатии (часть 3)

План города разработал личный архитектор царя, уроженец Родоса Дейнократ.  

Cимволы, вехи и события жизни Гипатии (часть 1)

В древнегреческой мифологии Зевс, верховный бог сонма богов-олимпийцев, всегда отличался любвеобильностью и многочисленными связями с богинями и простыми земными женщинами. 
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:
Популярные новости
Работа в Яндекс таксиCимволы, вехи и события жизни Гипатии (часть 16)Cимволы, вехи и события жизни Гипатии (часть 14)Cимволы, вехи и события жизни Гипатии (часть 15)Купить курткуГазовая горелка для пайкиCимволы, вехи и события жизни Гипатии (часть 5)Буржуйки от завода отопительной техники «КАНАДА»